Попался в сети

Татьяна Примак

Придется ли банку вернуть пенсионеру деньги, похищенные с его вкладов интернет-мошенниками?

Удивительное дело, пожилых людей в нашей стране принято считать самой малообеспеченной и буквально бедствующей категорией населения, при этом именно они являются золотой жилой для разного рода аферистов. Как бы старики не жаловались на свою копеечную пенсию, мошенники знают, что деньги у них есть и придумывают всё новые способы их отъема. К примеру, раньше они торговали по телефону чудодейственными снадобьями, исцеляющими все болезни. Когда СМИ стали разоблачать этот обман, преступники быстро сориентировались. Они принялись звонить по уже знакомым телефонам, представляясь сотрудниками полиции, которые будто бы поймали злых торговцев. Дескать, мы вернем вам все деньги, потраченные на лжелекарства, если вы прежде перечислите нам 10% от этой суммы. Таков, мол, налог в пользу государства. Едва СМИ сообщили об этом новом виде мошенничества, преступники тут же придумали другой. Теперь они уже не просят 10%, они просто предлагают дать им реквизиты банковских карт якобы для зачисления компенсации…

На эту удочку попался омский пенсионер, мечтавший вернуть 270 тысяч рублей за БАДы, приобретенные им когда-то. По просьбе телефонного «милиционера» он отправился в Сбербанк и открыл на свое имя карту, при этом «привязав» ее к тому номеру телефона, который ему оставил собеседник. Затем он сообщил своему «новому другу» номер карты, ее PIN-код и, как наивный буратино, стал ждать денег. Но, явившись в банковский офис через некоторое время, клиент услышал, что по карте идут списания средств. Мужчина испугался и заблокировал ее, однако на досуге поразмыслив о случившемся, пришел к выводу, что ничего страшного случиться не могло. Ведь на счет карты он не положил ни копейки своих денег. Очередной звонок окончательно развеял его сомнения. Собеседник сообщил, что милиция по ошибке закинула на его счет слишком большую компенсацию, поэтому, мол, и пришлось проводить списания «государственных средств». Но поскольку он заблокировал карту, часть чужих денег на его счету по-прежнему осталась. Испугавшись, что его обвинят в хищении государственной казны, пенсионер разблокировал карту. Это было бы очень смешно, если б не было так печально.

Вскоре клиент узнал, что закрыты все его вклады в Сбербанке на общую сумму около 800 тысяч рублей. Для пенсионера это стало шоком. Он считал, что получить доступ к вкладу без личного визита в банк, без предъявления паспорта и сберегательной книжки невозможно. Вдобавок был убежден, что его вклады не имеют никакого отношения к пустой пластиковой карте, открытой им только для получения денег. Но, как оказалось, кто-то от его имени подключился к системе «Сбербанк-онлайн», через Интернет перевел средства с вкладов на его карту, а оттуда на чужие счета. Учитывая, что он сам предоставил злоумышленникам все данные своей карты и «привязал» ее к их номеру телефона, они вполне могли сделать это дистанционно через мобильник или банкомат.

По этому факту было возбуждено уголовное дело, но найдут ли аферистов — большой вопрос. Меж тем пенсионер во всех своих бедах обвинил банк и обратился в Куйбышевский районный суд с требованием вернуть деньги. В суде банку не удалось доказать, что клиент был должным образом ознакомлен со всеми условиями использования банковских карт и предоставления услуги «Сбербанк-онлайн». Ему не разъяснили, что к вкладам можно получить доступ через Интернет, согласия на это он не давал.

В итоге районный суд взыскал со Сбербанка всю похищенную неизвестными лицами сумму, а это без малого 800 тысяч рублей, кроме того, еще и пять тысяч рублей компенсации морального вреда. Разумеется, банк с решением не согласен, в ближайшие дни в Омском областном суде состоится рассмотрение его апелляционной жалобы.

Каким будет результат, предсказать невозможно. В судебной практике уже было несколько случаев, когда граждане, пострадавшие от интернет-жуликов, пытались переложить всю ответственность за это на свой банк. Причем судьи принимали принципиально разные решения. В одних случаях они оказывались на стороне людей, которые не поспевают за техническим прогрессом и под видом передовых услуг получают кота в мешке. В других же — суды считали, что банковские работники не обязаны часами разъяснять народу все технические нюансы. Достаточно уже того, что условия предоставления услуг размещены на сайтах банков и выложены в открытом доступе в банковских офисах.

Комментарии к публикации

Комментариев к этой публикации пока нет, будьте первым