Не долетели…

Татьяна Примак

В судебных разбирательствах с турфирмами выигрывают, как водится, туристы. Порой суд встает на их сторону, даже если они сами сорвали поездку. Клиент всегда прав?

Если фирма напортачила

В Ленинский районный суд с иском к туристическому агентству «Вокруг света» обратилась его постоянная клиентка, которая в компании подруги планировала побывать во Франции. Дамы приобрели в агентстве авиабилеты по маршруту Омск — Стамбул — Париж, при этом кассир, получив с них 35 тысяч рублей, билеты им не распечатала. Дескать, их вам выдадут вместе с паспортами, оставленными в агентстве для отсылки в посольство и получения виз. Письменный договор об оказании услуги по визовому сопровождению клиентки заключать не стали, хотя и заплатили за это еще около 20 тысяч рублей. Они полностью доверяли проверенному турагентству.

За сутки до вылета путешественницы узнали, что визы до сих пор не открыты, а приобретенные билеты имеют ограничения по возврату и обмену. Несколько дней спустя паспорта им вернули с открытой визой, после отдали и билеты, к тому моменту превратившиеся в бесполезные бумажки.

В суде юрист ответчика заявил, что злополучные билеты турагентство им… не продавало. Мол, во всём виновата бывший кассир турфирмы, это она тайком от работодателя, выступая как частное лицо, продала им билеты. На ее рабочем столе коллеги позднее их и нашли, чему сильно удивились. Поскольку этот случай был не единственным, сейчас на кассира возбуждено уголовное дело по фактам присвоения денег под предлогом приобретения билетов. В общем, ситуация странная. Однако суд посчитал, что свалить всё на кассира турагентство не может. В конце концов, речь идет о работнике организации, который не где-нибудь за углом, а на своем рабочем месте в рабочее время продавал билеты. Путешественницам нужно было изначально разъяснить условия возврата-обмена билетов. Также необходимо было выдать им их на руки, в этом случае они могли бы самостоятельно обратиться к авиаперевозчику, чтобы частично вернуть хотя бы стоимость обратных билетов, на большее в их случае рассчитывать было нельзя.

В итоге суд взыскал с туристического агентства трехкратную стоимость авиабилетов — то есть более ста тысяч рублей — столько набежало с учетом неустойки, компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение прав потребителя.

Если заболел турист

Путевку в Таиланд для себя и своих родственников омич приобрел за полгода до отпуска. Тур на троих обошелся ему в 120 тысяч рублей. Однако незадолго до поездки один из туристов захворал. За пять дней до вылета клиент сообщил в турагентство, что путешествие отменяется. Однако туроператор «Анекс Тур» через три недели вернул ему лишь 50% стоимости путевки.

По закону в случае срыва поездки из-за обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, например, по причине болезни туриста, туроператор должен вернуть стоимость тура за вычетом тех расходов, которые он фактически понес. Однако «Анекс Тур» не смог предоставить Октябрьскому районному суду доказательств понесенных расходов конкретно по этому туру. Выписки по банковским счетам, свидетельствующие о перечислении средств заграничным партнерам, суд отверг. В них фигурировали сотни тысяч долларов разом, и понять, какая часть этих сумм имеет отношение к данной путевке, было невозможно. Неубедительными суд посчитал и другие документы, которые представлял ответчик. В итоге с туроператора были взысканы оставшиеся 50% стоимости тура. Кроме этого, ему придется заплатить еще и колоссального размера неустойку — около 90 тысяч рублей и примерно такую же сумму штрафа. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Болезнь и срыв отпуска — это печально. Но на выигранные благодаря этому деньги семейство сможет лишний раз съездить на курорт, ни в чем себе не отказывая…

Меж тем далеко не всегда истории, связанные с болезнями туристов, заканчиваются так позитивно для них. Другая омская семья, тоже мечтавшая о Таиланде и уплатившая за тур на троих 172 тысячи рублей, безрезультатно посудилась с ООО «Пегас-Омск». Эти люди также отменили поездку по причине болезни одного из членов семьи. Произошло это за две недели до даты вылета. Туроператор добровольно вернул им стоимость путевки за вычетом 25 тысяч рублей, удержанных отелем в качестве штрафа за нарушение договора. Это те расходы, которые туроператор фактически понес в связи с данной поездкой. Ему удалось доказать это в суде с помощью платежных документов. В результате Кировский районный суд отказал недовольным туристам в удовлетворении их иска.

Если заболела мама

Пара из Омска намеревалась провести две недели в Испании. Турпакет обошелся им в 53 тысячи рублей, включая страховку от невыезда. Но накануне у матери девушки был диагностирован рак, ее положили на операцию. Пара решила отменить свою поездку и остаться в городе. Они полагали, что страховка полностью покроет их расходы. Однако в страховой компании заявили, что этот случай не относится к страховым. Дескать, у женщины давно были проблемы со здоровьем, такой исход можно было предполагать, операция относится скорее к категории плановых. И вообще, на всё, что связано с онкологией, страховка не распространяется. Однако Куйбышевский районный суд, куда обратились туристы, пришел к другому выводу. Он признал отказ пары от поездки страховым случаем. Страховщику придется полностью возместить стоимость путевки — 53 тысячи рублей и сверх выплатить еще половину этой суммы в качестве штрафа.

Также по причине болезни матери сорвалась новогодняя поездка в Дубаи у другой супружеской пары. Отмечать праздник в Эмиратах они собирались со своей взрослой дочерью, тур которой был оформлен отдельно.

За неделю до вылета в семье случилось горе. У бабушки произошел инсульт, и через несколько дней она скончалась. Понятно, что о поездке и речи быть не могло. Но страховки от невыезда супруги не имели. Они вступили в переговоры с туроператором. В шикарный номер в отеле, забронированный на их имя, фирма согласилась заселить их дочь, которая отменять свою поездку не стала. Кроме того, компании удалось продать их обратные билеты (т. е. по маршруту Дубаи — Омск), и она вернула им их стоимость. На этом свой долг туроператор посчитал выполненным. Однако дотошные туристы всё-таки начали судебную тяжбу, требуя вернуть им еще и сумму за билеты по маршруту Омск — Дубаи. Дело они выиграли. Суд скрупулезно разобрался в том, какие расходы фактически понес туроператор в связи со срывом поездки. И посчитал, что ООО «Натали Турс» помимо всего выплаченного задолжало туристам еще 29 тысяч рублей. К этой сумме прибавилась неустойка, штраф и компенсация морального вреда. В результате по судебному решению супруги должны получить… около 100 тысяч рублей. Таким образом, туристы из-за срыва поездки остались не в минусе, а в солидном плюсе.

Если просто передумал

С одной стороны, такие исходы судебных тяжб — это хорошо, значит, права потребителя у нас надежно защищены. С другой стороны, работники туристического бизнеса рискуют впасть в паранойю, подозревая в каждом клиенте сутяжника. В одной из таких «подозрительных» историй разбирался Ленинский районный суд Омска. Мужчина — истец в своем заявлении в суд указал, что одно из омских турагентств присвоило его деньги. Он обратился туда с целью подбора тура, сам не зная, куда и когда хочет поехать. Договор они не заключили, но предоплату в размере около 50 тысяч рублей он внес. Через пару дней желание путешествовать пропало, да и сердечко вдруг забарахлило. В общем, он решил остаться дома и подлечиться. С тех пор прошло уже два месяца, но внесенные им деньги турагентство так и не вернуло. В общем, ситуация возмутительная. Но если послушать вторую сторону, то уже не знаешь, кто тут прав, а кто виноват.

Турфирма заявила в суде, что мужчина отнюдь не колебался в выборе направления, он просил немедленно забронировать ему тур в Таиланд с вылетом через неделю. Предоплату внес, но договор подписать отказался, дескать, ему надо внимательно прочесть его текст дома со своим юристом. Вместе с договором гражданин и исчез, позднее заявив, что заболел и никуда не поедет. Турфирма сразу готова была вернуть ему деньги за вычетом своих 10%. Но гражданин, по словам работников конторы, повел себя странно. Им никак не удавалось организовать встречу с ним и оформить все бумаги на возврат денег. Каким-то образом они выяснили, что в прошлом у клиента несколько судимостей, в том числе за мошенничество. Появилось подозрение, что он намеренно пытается довести дело до суда, чтобы нагреть руки на неустойке и штрафах.

Так или иначе, но за несколько дней до судебного процесса турфирма вернула ему 90% уплаченной им суммы. Остальное она тоже готова была отдать, но при условии, что он отзовет свой судебный иск. Увы, мириться товарищ отказался. Районный суд взыскал в его пользу около пяти тысяч рублей, удержанных фирмой, и накрутил на них более 100 тысяч неустойки, штрафа и компенсации морального вреда. Посчитав решение суда несправедливым, а неустойку несоразмерной, турфирма подала апелляционную жалобу в Омский областной суд. Здесь судьи учли неоднозначность ситуации и снизили неустойку и штраф в разы. В результате турфирма будет должна странному клиенту всего 18 тысяч рублей.

Комментарии к публикации

Комментариев к этой публикации пока нет, будьте первым