cialis cura integratori e impotenza prodotto omeopatico per . payday loans uk students online installment loans in california advance cash loan loan payday

Шел по городу автобус...

Антон Малахевич

Нелегкая работа – безаварийно водить по омским улицам автобус. Корреспондент «ОТ» убедился в этом, понаблюдав за буднями водителя из кабины и посидев за рулем многотонной машины.

Ох уж эти остановки!

- Ну вот как мне здесь к остановке подъехать? — негодует Владимир Дейнега, водитель автобуса под номером 17.

Я с ним соглашаюсь. Машин понаставили, люди их вынуждены обходить и лезть буквально под колеса. А сама остановка? Лежала бы под ногами нормальная плита, возвышающаяся над проезжей частью, с ровным бордюром — Владимир подъехал бы к ней вплотную и люди спокойно зашли бы в салон. Нет, не зайдут — залезут: с неровного тротуара спускаются на дорогу, а с нее забираются в автобус. Молодым, в общем-то, всё равно, запрыгнул да поехал. А вот пожилых пассажиров жалко: карабкаются на высокую подножку, из последних сил цепляясь за поручни.

Посчитал — из семнадцати остановок на маршруте нормально удалось подойти только к четырем. Или площадка не оформлена, или забито всё припаркованными машинами. Правда, это всё-таки не центр города… Но и там, если присмотреться, ситуация немногим лучше.

Из кабины видны многие вещи, на которые раньше не обращал внимания. Какой наш среднестатистический водитель по своей воле пропустит отходящий от остановки автобус? Нетушки, проскочить норовят, пусть и упрутся тут же в пробку, но дорогу не уступят. В соседнем Новосибирске, между прочим, картина обратная: водитель, едущий «по-омски» мимо остановки, рискует быть вытесненным автобусом на соседнюю полосу. Вроде как семеро одного не ждут. Да и кому проще совершить маневр — легковушке или автобусу, что шире в два раза и длиннее в три?

Без сбоев и авралов

Владимир Дейнега работает в ПАТП-2 шестой год. На своем предыдущем ЛиАЗе проехал больше ста тысяч километров. А три месяца назад сел за руль новенького автобуса той же марки.

Всю жизнь он проработал в Одесском районе, в совхозе. Но хозяйство понемногу приходило в упадок, и перед Владимиром встал вопрос: куда податься? В Одесском районе новую работу не нашел, но подвернулась вакансия водителя автобуса в ПАТП-2 с подходящими условиями: общежитие при предприятии, зарплата тридцать тысяч и руль, без которого не может. Устроился и не жалеет. На выходные возвращается в Одесское и менять такой полувахтовый распорядок жизни уже не хочет. Почему?

Пассажирское автотранспорт­ное предприятие № 2 — организация образцовая. Чтобы в этом убедиться, достаточно пройтись по боксам, административным корпусам, заглянуть в общежитие. Чистота, порядок и дисциплина — залог отлаженной работы без сбоев и авралов.

Сегодня триста водителей на двухстах автобусах предприятия обслуживают двадцать три городских маршрута. Коэффициент готовности техники равняется девяноста семи процентам — это очень редкий показатель для российских перевозчиков.

По словам Евгения Харченко, главного инженера ПАТП-2, три схода с маршрута в день для них — ситуация катастрофическая. Заметим, на автотранспортных предприятиях того же масштаба и семь, и девять поломок в день на маршрутах — обычное дело.

Сегодня ПАТП-2 твердо стоит на ногах. А ведь еще в 2005 году предприятие по сути лежало в руинах. Котельная не работала, тепло подавали только на часть здания управления. Боксы — те вообще не отапливались.

Экзамен для машины

Наш семнадцатый маршрут пролегает по самому сердцу Старого Кировска — от Новокировского кладбища до летно-технического училища, не так давно ставшего колледжем.

- Как новая машина? — спрашиваю у Владимира, плавно ускоряющегося со светофора.

- Хороша, мне в ней даже удобнее ехать, чем в своей «Волге», — улыбается он. — Там сто километров пройдешь — то нога занемеет, то рука. А у этого ЛиАЗа один недостаток — вибрация. Но руководство уже поставило завод перед фактом, как-то вопрос решают.

У ПАТП-2 тесные отношения с Ликинским автозаводом, на машинах которого уже не один десяток лет ездят омичи. Руководство предприятия решило работать на технике одной марки — так проще в эксплуатации. Заводу омский партнер тоже интересен: технику эксплуатируют активно, принимают участие в ее доработке — где еще такой испытательный полигон найдешь?

- Только по последней партии из десяти машин мы предложили ЛиАЗу более семидесяти доработок, — рассказал Евгений Харченко. — Более тридцати из них учтено. Конечно, в основном это небольшие изменения, но в сумме они значительно улучшают эксплуатационные показатели. Вибрация при движении — единственный сложный вопрос в последней партии. С завода к нам приезжали специалисты, но в корне проблемы разобраться пока не смогли. Сейчас вопрос стоит таким образом: если решение не будет найдено, эти автобусы, скорее всего, пойдут на замену.

Недавно ПАТП-2 начал работать с еще одной маркой автобусов, машиной, выпускаемой пока малоизвестным у нас совместным предприятием КамАЗа и бразильского концерна «Марко Поло». Эта машина в будущем должна сменить морально устаревшие ПАЗы и встать на те маршруты, где ЛиАЗу не развернуться. Омичи им уже и рекомендации дали: выяснили, что воздух с улицы в некоторых местах минует фильтр. Соответственно, пыль попадает в двигатель и ресурс агрегата здорово снижается. Оплошность свою бразильцы пообещали исправить.

Нелегкий хлеб

С Владимиром Дейнега уже пять лет работает один и тот же кондуктор — Валентина Целищева. Случай нечастый: текучесть кадров в этой профессии значительная. Тем не менее попадаются даже семейные экипажи, и, говорят, работают они лучше других.

- На сегодня плановое число кондукторов 373, а фактическое — 293, — комментирует Юлия Тимошенко, начальник службы юридически-кадровой работы и делопроизводства ПАТП-2. — К сожалению, каждый год их количество уменьшается. Основной фактор — в первую очередь возраст, ведь чаще всего кондукторами работают люди пожилые. Дефицит кадров приходится восполнять дополнительными нагрузками на сотрудников. Конечно, зарплата от этого у них больше, но 12-14 часов на ногах — это очень тяжело.

Зарплата кондуктора в среднем составляет четырнадцать тысяч рублей. Жизнь показывает, что для неквалифицированной работы это хорошие деньги, особенно для жителей районов. В последние годы очень много сотрудников ПАТП-2 приехало работать именно из села.

У водителей зарплаты еще выше — совсем молодой сотрудник, еще не заслуживший надбавок, получает около двадцати пяти тысяч рублей. А у тех, кто имеют за плечами солидный стаж, выходит под пятьдесят тысяч. Но хлеб этот нелегок: вставать приходится в пять утра и быть готовым к ежедневному предрейсовому медосмотру. Плохое самочувствие, сердечко шалит, давление скачет? Не подпустят к баранке!

- А как иначе, — улыбается Владимир. — Водитель должен быть всегда в форме, как космонавт. А уж о спиртном забудьте! Разве что по праздникам можно себе позволить немножко выпить.

Проверено на себе

А нам пора на обед — Владимир прошел половину своего сегодняшнего пути. На некоторых маршрутах, между прочим, среднесуточный пробег автобуса доходит до 420 километров. У нас «всего-то» 250. Но и такое расстояние накрутить на узеньких забитых транспортом улочках Старого Кировска ох как непросто.

На Новокировском кладбище, конечной остановке, Владимир объявляет пассажирам, что едет в гараж. Ждать им недолго — через несколько минут отсюда пойдет уже прибывший автобус того же маршрута. Мы же выдвигаемся в сторону ПАТП-2.

- Попробуй порули, — улыбается Владимир, заехав на территорию автобазы.

Пару недель назад на этой площадке проходили соревнования по «фигурке» на автобусах. Владимир, правда, в них не участвовал. Скромничает, шутливо отмахивается, мол, не умею я, как молодые. Меня же точность водителей тогда поразила — это же надо умудряться проводить здоровенную машину в нескольких сантиметрах от препятствий. А в жизни-то вместо фишек и ограничителей — живые люди и дорогие иномарки! Уважать водителя начинаешь с удвоенной силой. А уж когда сам сел за руль автобуса…

Нет, управляется машина на удивление легко и хорошо, лишь та самая вибрация на руле досаждает. В остальном автобус оказался вполне себе дружелюбным — дизель незлобно урчит и уверенно тянет машину, лопухи зеркал обеспечивают хороший обзор. К слову, автоматическая коробка и гидроусилитель на отечественных легковушках появились совсем недавно. А тут уже пару десятков лет в ходу. Но когда я пару раз с трудом вписался в просторный поворот, стало очевидно — в городе на такой технике тяжко бы пришлось…

Для нас — ГЛОНАСС

Неспешно отведав первое, второе и третье за пятьдесят пять рублей в столовой предприятия, мы двинулись дальше. Впрочем, умиротворенное настроение удалось сохранить ненадолго: перед самым нашим носом в поток вклинивается «газель» и резко останавливается, чтобы высадить пассажира. Хорошие тормоза у ЛиАЗа, но люди в салоне чуть не попадали. Владимир спокоен — в заполошном городском движении лучше пропустить дурака и поберечь нервы. Иначе их, нер­вов, не напасешься.

- А не проще ли в газелисты пойти? Ведь каждый — почти что сам себе хозяин, — размышляю вслух.

- Потому у них и бардак такой, что все себе хозяева, — улыбается Владимир.

Был эпизод, когда руководство ПАТП-2 набирало водителей на новую партию автобусов. Бывших маршрутчиков тогда взяли много, да ненадолго. Повыгонять пришлось почти всех — технику начали убивать в прямом смысле. «Менталитет у них такой: срубить денег, а после нас хоть потоп», — разводят руками на предприятии.

- Раньше в Омске транспорт­ная ситуация была намного хуже, — дополняет Владимир. — Помнится, году этак в 1972-м был здесь: людей много, автобусов мало — набивались так, что двери не закрывались. Представь, с открытыми дверьми и шпарили по городу. Сейчас, если за таким делом поймают, с работы мигом вылетишь.

Над каждым автобусом домокловым мечом висит ГЛОНАСС - навигационная система, благодаря которой диспетчеры на мониторах видят, где сейчас находится экипаж. Будь добр, старайся не выбиваться из расписания. Коли отстал — наверстывай, хоть и непросто это делать на автобусе.

И вот мы на конечной. Пришли вовремя, из графика не выбились. Последние пассажиры выходят из салона. Кто-то, прощаясь, говорит: «Спасибо!» Приятно. И сейчас я лучше понимаю, что Владимир Николаевич Дейнега эту благодарность заслужил. Как и десятки его коллег по баранке, каждый день бороздящих омские улицы.

Комментарии к публикации

Комментариев к этой публикации пока нет, будьте первым

Ни дать ни взять – центр управления полетами

Ни дать ни взять – центр управления полетами

Порядок – прежде всего!

Порядок – прежде всего!

Кому-то позор, кому-то – почет

Кому-то позор, кому-то – почет

Экипаж вышел на маршрут

Экипаж вышел на маршрут

Курению – время, работе – час

Курению – время, работе – час

Работаем по расписанию

Работаем по расписанию

Общежитие ПАТП-2 – скромно, но чисто

Общежитие ПАТП-2 – скромно, но чисто